Есть ряд сфер деятельности человека, где 3D-технологии стали просто незаменимыми. Одной из таких сфер стала археология.
Аддитивные технологии в данной сфере используются по 3 основным направлениям:
- Очищение объектов исследования и создание его трёхмерной цифровой и печатной копий;
- Оцифровывание архивов существующих экспонатов для дальнейшего исследования и фиксация найденного материала на месте раскопок;
- Восстановление разрушенных частей объекта на 3D-печатной копии и в цифровой модели.
Разберём каждое направление подробнее.
1. Очищение артефактов и создание их трёхмерной цифровой и печатной копий.
Во время традиционных археологических раскопок перед захватом обнаруженного артефакта ненужный материал удаляется, а вместе с ним могут быть утрачены небольшие, но очень ценные частицы самого объекта.
С появлением 3D-печати и 3D-сканирования процесс очищения артефактов от окружающего материала существенно упростился, сегодня археологи сначала сканируют найденный объект в толще окружающего материала, затем выстраивают его цифровую трёхмерную модель и распечатывают её на 3D-принтере.
![](https://static.tildacdn.com/tild3739-3538-4330-a532-613933373862/volgobot-arheologiya.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3964-6633-4636-b433-636338383634/volgobot-arheologiya.jpg)
3D-сканеры и 3D-принтеры позволяют также не извлекать артефакты из их «кожухов», а использовать для анализа точные копии объектов, напечатанные на 3D-принтере. Это открывает новые способы наблюдения за археологическими артефактами и их модификации.
2. Оцифровывание архивов существующих экспонатов для дальнейшего исследования и фиксация найденного материала на месте раскопок.
Благодаря 3D-сканированию в археологии удаётся сохранять и восстанавливать исторические ценности и даже совершать открытия. Работа с цифровым 3D-архивом позволяет воспользоваться услугами и помощью специалистов по всему миру, не выезжая за консультацией и не транспортируя хрупкие объекты, которые часто не подлежат транспортировке, а при их извлечении они или их части могут быть полностью утрачены.
![](https://static.tildacdn.com/tild3833-3564-4261-a464-643738333932/volgobot-arheologiya.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3231-3364-4637-a231-636263373035/volgobot-arheologiya.png)
После 3D-печати копии артефакта Бронзового века, археолог смог доказать, что древний ирландский рог был неверно классифицирован, считалось, данный артефакт является острием копья.
Билли О’Фогхлу, студент, изучающий археологию в Австралийском национальном университете, распечатал на 3D-принтере копию артефакта, ранее известного как Коническое острие копья из НАВАН (обнаружен в 1900-ых в Ирландии). После изучения копии, Билли пришёл к выводу, что данный артефакт на самом деле является рогом.
![](https://static.tildacdn.com/tild6236-6332-4464-b537-323265643861/volgobot-arheologiya.jpg)
Также археология предусматривает в работе обязательную фиксацию найденного материала. Именно так осуществляется археологическое исследование, ведь раскопки подразумевают полную утрату культурного слоя. И самый современный способ фиксации материала – 3D-сканирование. Данная методика исследования представляет особую ценность, так как для работы не требуется извлекать объект, а это, в свою очередь, позволяет сохранить его целостность.
3. Восстановление разрушенных частей объекта на 3D-печатной копии и в цифровой модели.
При сканировании останков можно воссоздать облик артефакта. Это касается скелетов людей, динозавров и древних млекопитающих. 3D-технологии позволяют воссоздать облик практически со 100% точностью.
«Лаборатория мультидисциплинарных исследований первобытного искусства Евразии» Новосибирского государственного университета (ЛМИПИЕ НГУ) активно занимается оцифровкой предметов музейных и научных коллекций как базового Института археологии и этнографии СО РАН, так и партнёрских организаций.
Технологии 3D-моделирования позволяют ослабить проблему сохранности уникальных артефактов: взаимодействие с электронным объектом не разрушает его, в то время, как оригинальный предмет может портиться даже от света и климатических условий локальной экспозиции, не говоря уже о прямом контакте с исследователем. Применение трёхмерного сканирования и 3D-печати позволяет хранить в музеях не оригинальные артефакты, а их копии, напечатанные на 3D-принтере.
Созданные в ЛМИПИЕ НГУ модели нашли применение в ряде направлений:
- В экспозиции музея ИАЭТ СО РАН в составе программно-аппаратного комплекса «Кто мы. Родословная Человечества»
![](https://static.tildacdn.com/tild6637-3939-4932-a264-316232393836/volgobot-arheologiya.jpg)
- В задаче восстановления первоначального вида предмета – палаша, подверженного ритуальной порче боевого оружия.
![](https://static.tildacdn.com/tild3961-3239-4834-a138-613430323039/volgobot-arheologiya.jpg)
- Для создания пластиковых копий музейных предметов с помощью 3D-принтера.
![](https://static.tildacdn.com/tild3832-6461-4662-b236-653234393166/volgobot-arheologiya.jpg)
Арт-студия 3D печати Жангфеи (Zhang Fei 3D Print art studio) во время процесса восстановления хэнанского фарфора династии Сун со спиральным узором сканирует артефакты с помощью ручного 3D-сканера. На основе высокоточных данных, полученных при 3D-сканировании, дизайнер применяет технологию обратного проектирования для создания цифровых 3D-моделей для оставшихся фрагментов артефактов, распечатывает их с помощью 3D-принтера и выполняет постобработку для завершения восстановления.
Изделие проходит несколько этапов:
1. 3D Сканирование
Дизайнер закрепляет артефакт на специальном штативе и помещает фрагменты фарфора в центр поворотного стола сканера и выбирает точность сканирования 0,05 мм. После нескольких автоматических процессов сканирования, данные точечного облака о фарфоровых фрагментах постепенно формируются в программе.
После завершения сканирования дизайнер преобразует данные точечного облака в данные треугольного среза в ПО. После завершения преобразования, данные выводятся и сохраняются в виде файлов stl и obj.
![](https://static.tildacdn.com/tild6531-3162-4538-b231-663131323231/volgobot-arheologiya.jpeg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3632-3164-4535-b461-353935653034/volgobot-arheologiya.jpeg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6437-6336-4061-a566-316661353038/volgobot-arheologiya.jpeg)
Дизайнер импортирует полученный в результате сканирования файл obj в программу Zbrush. Кисть с текстурой в виде спирального узора, специально созданная программой, позволяет тщательно загладить швы между артефактом и отреставрированной частью. Наконец, выполняется булева операция, чтобы получить полную модель окончательной реставрации.
![](https://static.tildacdn.com/tild3339-3032-4838-a463-623830323335/volgobot-arheologiya.jpeg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3564-3136-4266-a163-326637643733/volgobot-arheologiya.jpeg)
Дизайнер экспортирует восстановленную модель и передает ее в программное обеспечение принтера для печати. Проработав более 10 часов, 3D-принтер распечатывает отреставрированную часть артефакта.
Далее идёт постобработка печатной модели и соединение с исходным артефактом.
![](https://static.tildacdn.com/tild6538-3031-4138-b665-396231633965/volgobot-arheologiya.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3362-6565-4234-a264-313335623233/volgobot-arheologiya.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3838-6133-4161-b934-656136356339/volgobot-arheologiya.jpg)
Ещё одним интересным примером применения аддитивных технологий в археологии является изготовления модели «всадника из Унлингена».
«Всадник из Унлингена» – погребальный предмет, найденный в могиле кельтского вождя из гальштатской культуры. Эта бронзовая статуэтка всадника на двойной лошади была найдена в захоронении-повозке под Унлингеном (Германия), уже разграбленном в древности. Сломанные края неполных ног лошади указывают, что статуэтка первоначально была прикреплена к другому – несохранившемуся – предмету. Другие предметы из захоронения позволяют датировать статуэтку восьмым или седьмым веком до н.э. «Всадник из Унлингена» представляет собой одно из старейших изображений конного всадника, найденное к северу от Альп. Эта статуэтка – уникальное изделие ранней кельтской культуры в Центральной Европе.
![](https://static.tildacdn.com/tild3066-3132-4564-a536-376562333135/volgobot-arheologiya.jpeg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3864-3235-4466-a136-303732636435/volgobot-arheologiya.jpeg)
Именно таким образом «всадник из Унлингена» был напечатан в бронзе, соответствующей материалу оригинала. Визуально и на ощупь копия всадника находится на одном уровне с изделием-оригиналом.
![](https://static.tildacdn.com/tild6431-3634-4462-b733-366461613239/volgobot-arheologiya.jpeg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3239-6562-4332-b565-393539356164/volgobot-arheologiya.jpeg)
Результаты применения аддитивных технологий в археологии:
- Археологические находки с хрупкими и сложными структурами могут воспроизводиться с высокой точностью
- Процесс трёхмерной печати делает возможным бесконтактное воспроизведение артефактов без их повреждения
- Копии абсолютно точны во всех деталях и соответствуют оригиналу
- Копии могут предоставляться музеям, в то время как оригиналы остаются в хранилищах для исследовательских целей
- Высокая плотность, сопоставимое ощущение на ощупь и высокое качество поверхности
- При изготовлении копий уникальных предметов без использования форм существенно сокращается время разработки, а также затраты
- Не требуется покупка инструментов, уменьшается количество отходов
- Возможность реконструкции в случае разрушения предметов.
Таким образом можно сказать, что благодаря использованию 3D-технологий у человечества появляется все больше возможностей узнать о прошлом планеты, восстановить утерянные части артефактов и увидеть как выглядела жизнь века назад.